Полезное
ИКТИКТ в начальной школе
началкаНачальная школа детям, родителям, учителям
Страна мастеровСтрана Мастеров
коллекцияЕдиная коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
законФедеральный центр образовательного законодательства
Яндекс.Погода
Яндекс цитирования
Web-мастер Ослина И.В.

Методическая копилка постоянно пополняется. Заходите чаще!

Наша кнопка

Югорка
Блог И.В.Ослиной

Календарь событий

  Сеть творческих учителей

Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы.

Понятие стандарта образования

Среди проблем, стоящих перед российским образованием в период его модернизации, к особо значимым относятся обновление содержания школьного образования и достижение нового качества его результатов. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» одним из шести основных направлений развития общего образования определяет обновление образовательных стандартов.
В России необходимость разработки стандартов и введение их в действие закреплены на самом высшем уровне в статье 43 Конституции Российской Федерации. В Законе Российской Федерации «Об образовании» далее Закон «Об образовании»), принятом в 1992 году, статья 7 полностью посвящена стандартам.
В советский период вопрос стандартизации образования практически не ставился в связи с тем, что были единые программы по предметам, единые для всех образовательных учреждений учебники, обеспечивающие данные программы
В современной России ситуация резко изменилась. Но именно в условиях вариативности образовательных программ и широкого выбора учебников стандарт образования необходим как объединяющий фактор, который определяет в первую очередь требования к результатам образования со стороны общества, личности, государства.
Разработка стандартов первого поколения была инициирована, прежде всего, потребностями решения актуальных в то время задач обеспечения нормативно-правового регулирования содержания и результатов школьного образования в условиях возникшей в начале 90-х годов ситуации многообразия образовательных систем. Реальная угроза развала единого образовательного пространства страны определила основное назначение стандартов того времени – сохранение единого базового ядра образования за счёт введения инвариантного минимального допустимого (достаточного) уровня содержания и требований к подготовке выпускников. Эту задачу стандарты первого поколения выполнили.
Вместе с тем необходимо отметить, что разработка государственных образовательных стандартов, продолжавшаяся практически 15 лет, не привела к результатам, которые бы удовлетворили всех, кто так или иначе заинтересован в этом: специалистов в сфере образования, участников образовательных процессов, общество и государство. В качестве основных недостатков принятого в рекомендательной форме документа назывались следующие позиции: при декларировании новых целей образования предлагались прежние пути и средства построения содержания образования; принятый стандарт не отражал единство взглядов профессиональных сообществ и общества в целом; при стандартизации содержания образования и требований к уровню подготовки выпускников не фиксировано ресурсное обеспечение их достижения. Именно поэтому Правительством Российской Федерации в 2005 году было принято решение о разработке федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения.
Сегодня, в период перехода от индустриальной к информационной или постиндустриальной культуре, отличающейся такими чертами, как интегрированный характер, гибкость, подвижность мышления, диалогичность, толерантность и теснейшая коммуникация на всех уровнях, перед образованием стоит задача подготовить человека, соответствующего этой новой структуре. В Стандарте отмечается, что «развитие личности – смысл и цель современного образования». Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, необходимость обучения в течение всей жизни.
Исторически появление в любой отрасли стандартов и их обновление – признак достижения более высокого уровня её развития. Прежде чем рассматривать содержание стандартов, необходимо определиться с тем, что понимается под стандартами в образовании. Идея стандартизации образования в России стала актуальной в конце 1980-х – начале 1990-х годов. Вопрос стандартизации образования в советский период практически не рассматривался, так как в то время в школе были единые программы по предметам, единые учебники, что само по себе обеспечивало стандартизацию школы и сохраняло единое образовательное пространство. Стандарт образования стал востребованным в нашей стране как новый социально-педагогический феномен, когда возникла необходимость упорядочивания многообразия форм, типов, видов образования. Для того чтобы уточнить понятие «стандарт образования», необходимо определить понятие «стандарт». Следует отметить, что в справочной и научной литературе существуют различные трактовки понятия «стандарт». Их наличие и разнообразие определяется сферой применения данного термина. Например, в Энциклопедическом словаре термин «стандарт» трактуется следующим образом: « (англ. standart – норма, образец) - образец, эталон, модель, принимаемые за исходные для сопоставления с ними др. подобных объектов». Сегодня наиболее часто понятие «стандарт» встречается в IT . В нашем случае «стандарт» как принятая норма – это не шаблон, не трафарет, не лекало. Более показательно определение «стандартизации», принятое международной организацией по стандартизации, раскрывающее её цели и принципы. При этом под «стандартизацией» понимается разработка и использование стандартов, то есть деятельность по упорядочиванию практики. Стандартизация (определение ISO ): 1. установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области; на пользу и при участии всех заинтересованных сторон; для достижения максимальной эффективности; при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности. 2. базируется на передовых достижениях науки и практики. 3. стандарты устанавливают: показатели, соответствующие современным научно-техническим требованиям к качеству, надёжности, безопасности; важнейшие свойства и характеристики продукции, унифицированные методы и средства их испытаний и аттестации. В таком понимании стандартизация не только фиксирует достигнутый уровень, но и задаёт вектор и импульс дальнейшему развитию. Рассмотрим другое определение, которое гораздо ближе по смыслу к тому, что следует понимать под стандартами в образовании. «Стандарт – комплекс норм, правил, требований, которые устанавливаются на основе достижений науки, техники и передового опыта; минимальные требования (к продукции), устанавливаемые с целью защиты здоровья и безопасности потребителей; гарантии – условия и механизмы, обеспечивающие беспрепятственное пользование правами и их всестороннюю охрану». Стандарт в образовании должен выступать гарантией конституционного права российского гражданина, права любого человека на качественное образование. Гарантия – это нормативно закреплённое обязательство. Таим образом, стандарт в образовании – не шаблон, трафарет, а гарантированное предоставление возможностей. Это как бы «ограничение снизу» - но налагаемое не на гражданина, а на систему. И именно такой подход, такое понимание стандарта нашло отражение в обновлённом образовательном законодательстве. Анализ нормативных документов и материалов, отражающих государственную политику в области образования, даёт основания рассмотреть понятие основного назначения стандарта в образовании как системы основных параметров, которые принимаются в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

ФГОС >>>

ФГОС: особенности подхода >>>

ФГОС: состав и содержание основных документов >>>

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: особенности подхода >>>

Планируемые результаты как механизм реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования >>>

Универсальные учебные действия – основа формирования умения учиться >>>

Требования к структуре основных образовательных программ: объекты нормирования, правовые основания >>>

Система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основной образовательной программы >>>

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России и особенности ее реализации в начальной школе >>>

Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования: особенности, структура >>>

 

Яndex
 
         
         
 

Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Rambler's Top100 Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU Рейтинг@Mail.ru