Полезное
ИКТИКТ в начальной школе
началкаНачальная школа детям, родителям, учителям
Страна мастеровСтрана Мастеров
коллекцияЕдиная коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
законФедеральный центр образовательного законодательства
Яндекс.Погода
Яндекс цитирования
Web-мастер Ослина И.В.

Методическая копилка постоянно пополняется. Заходите чаще!

Наша кнопка

Югорка
Блог И.В.Ослиной

Календарь событий

  Сеть творческих учителей

Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы.

ФГОС: особенности подхода

Порядок разработки и утверждения ФГОС впервые за всю историю разработки Стандартов в нашей стране утвержден Постановлением Правительства от 24 февраля 2009 г. N 142 «О правилах разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов». Приводим основные положения данных правил:
– проект ФГОС вносится в Совет при Министерстве (в том числе в инициативном порядке);
– публикуется на сайте и рассылается в экспертные организации для экспертизы;
– все экспертные заключения рассматриваются на Совете;
– принимается решение об отклонении, направлении на доработку или принятии ФГОС;
– ФГОС утверждается приказом Министерства (каждый отдельно), регистрируется в Минюсте.
Определены также состояние и перспективы разработки и утверждения стандартов (материалы Всероссийского семинара-совещания «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» 2-3 февраля 2010 г.):
1. ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 года №15785)
2. ФГОС основного общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года);
3. ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве – май 2010 года).
В соответствии с приказом Минобрнауки России № 373 от 06.10.2009 г. « Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования вводится в действие с 1 января 2010 года.
Что же это означает? Необходимо провести анализ таких документов как Закон «Об образовании», Приказ Минобрнауки № 373, в которых определяется порядок введения в действие федерального государственного образовательного стандарта общего образования.
 Естественно возникают вопросы, по порядку определения «меры готовности к введению ФГОС в образовательных учреждениях». Используя материалы Всероссийского семинара-совещания «Организация введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (2-3 февраля 2010 г.), определены критерии готовности образовательных учреждений к введению Стандарта:
- разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
- нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.);
- приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
- определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
- разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и премирования в соответствии с НСОТ;
- определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
- разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
- осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
- обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
ФГОС самым непосредственным образом базируется на следующих политико-правовых документах: Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., Федеральная целевая программа развития образования на 2006 – 2010 гг., Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, материалы приоритетного национального проекта «Образование», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
В России необходимость разработки образовательных стандартов и введения в действие закреплена на высшем уровне в п. 5 ст. 43 Конституции Российской Федерации, где говорится «Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования ». Закон «Об образовании» предусматривает необходимость принятия и регулярного обновления ФГОС. В статье 7, полностью посвящённой стандартам указывается, что «В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Пожалуй, к самому значительному правовому достижению последних лет можно отнести принятие Федерального Закона № 309-ФЗ от 01.12.2007 г. «О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ (в части изменения понятия и структуры федерального государственного образовательного стандарта)». В связи с данным обстоятельством произошли изменения 20 статей Закона «Об образовании», а также внесены изменения в 17 законодательных актов Российской Федерации (Трудовой кодекс Российской Федерации, ФЗ «О социальной защите инвалидов», ФЗ «О воинской обязанности» и др.).
Анализ нормативных документов позволяет выделить основные характеристики Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, к которым можно отнести следующие положения:
 1. Новый формат стандарта (рамочный документ). Федеральный государственный образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Стандарт представляет не набор «примерных программ, требований к уровню подготовки ученика», как было раньше, а учитывает все области образовательной практики, что соответствует трактовке статьи 7 Закона «Об образовании».
2. Новое содержание стандарта (совокупность требований). Одним из главных новшеств можно отметить изменение структуры Стандарта, которая включает три группы требований -требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.То есть, у Стандарта новая формула – Тр + Тс + Ту.
Ведущим из триады требований являются требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые включают не только знания (фундаментальное ядро), но и умения их применять. В число таких требований входят компетентности, связанные с идеей опережающего развития, всё то, что понадобится школьникам в дальнейшем образовании (планируемые результаты).
3.Новый подход предлагает рассматривать ФГОС как общественный договор, отражающий целевые установки функционирования и развития системы общего образования. Тем самым стандарт закладывает иной тип взаимоотношений между личностью, обществом и государством – отношений, основанных на принципе их взаимного согласия в формировании и реализации политики в области образования. В свою очередь, это с необходимостью подразумевает принятие сторонами взаимных обязательств (договоренностей). Таким образом, стандарт как общественный договор означает баланс взаимных обязательств и баланс требований, то есть –это конвенциональная норма, реализующая общественный договор о требованиях к результату общего образования.
4. Расширение функций и пользователей стандарта. Стандарт должен быть понятен всем группам пользователей: обучающимся и их родителям, педагогическим работникам и разботчикам авторских программ, учебников, КИМов, представителям работодателей и бизнес-структур, представителям органов власти и т.д.
5. Новое методологическое основание (системно-деятельностный подход). В ФГОС начального общего образования рассматривается в качестве основных концепции развивающего обучения, теория деятельностного подхода, в итоге трансформировавшихся всистемно-деятельный подход в обучении (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, Л. В. Занков, В. В. Давыдов). Основной педагогической задачей становится создание и организация условий, инициирующих детское действие. При этом можно отметить, что смещаются акценты ФГОС с «Чему учить?» (обновление содержания) в большей степени на «Ради чего учить?» (ценности образования) и «Как учить?» (обновление средств обучения).
6. ФГОС НОО является нормативным правовым актом, разработанным и утвержденным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
 7. Опора на опыт российской и советской школы, лучший мировой опыт, учет предшествующих реформ образования, стандарта 90-х годов XX в., стандарта 2004 г.
 8. Принятие концепции «ядра» и «оболочки», которая закладывается в фундаментальное ядро содержания образования (А.И. Маркушевич).
 9. Выдвижение принципа поликультурности.
10. Ориентация на развитие вариативности образования.

ФГОС >>>

Понятие стандарта образования >>>

ФГОС: состав и содержание основных документов >>>

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: особенности подхода >>>

Планируемые результаты как механизм реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования >>>

Универсальные учебные действия – основа формирования умения учиться >>>

Требования к структуре основных образовательных программ: объекты нормирования, правовые основания >>>

Система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основной образовательной программы >>>

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России и особенности ее реализации в начальной школе >>>

Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования: особенности, структура >>>

 

Яndex
 
         
         
 

Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Rambler's Top100 Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU Рейтинг@Mail.ru