Полезное
ИКТИКТ в начальной школе
началкаНачальная школа детям, родителям, учителям
Страна мастеровСтрана Мастеров
коллекцияЕдиная коллекция Цифровых Образовательных ресурсов
законФедеральный центр образовательного законодательства
Яндекс.Погода
Яндекс цитирования
Web-мастер Ослина И.В.

Методическая копилка постоянно пополняется. Заходите чаще!

Наша кнопка

Югорка
Блог И.В.Ослиной

Календарь событий

  Сеть творческих учителей

Nachalka.com - сайт для детей, родителей, учителей начальной школы.

Требования к структуре основных образовательных программ: объекты нормирования, правовые основания

Не менее важной составляющей Стандарта являются  Требования к структуре основной образовательной  программы. Определение основной образовательной программы устанавливается в п. 6 ст. 9 Закона «Об образовании»: «основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников и включают в себя учебных план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся».
Анализ Закона «Об образовании» даёт основания утверждать, что «Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности» (ст. 9). Далее указывается, что  «образовательные  программы могут быть общеобразовательными (основными и дополнительными) и профессиональными (основными и дополнительными).
 «Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ»
В ст. 14, 29 отмечается, что «К основным общеобразовательным относятся программы:
1) дошкольного образования;
2) начального общего образования;
3) основного общего образования;
4) среднего (полного) общего образования.
Основная образовательная программа утверждается  и реализуется образовательным учреждением самостоятельно
Основная образовательная программа образовательного учреждения  разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ.
Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов.
Разработка примерных основных образовательных программ обеспечивается уполномоченными федеральными государственными органами.
  Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей.
В тексте стандарта указывается рамочное описание базовых компонентов, более полное содержание каждого компонента представляется в нормативном сопровождении Требований к структуре основных общеобразовательных.
Вопросы для самостоятельного изучения
Для более подробного ознакомления с поставленной проблемой можно попытаться ответить на ряд вопросов, изучив литературу:
1. Обозначьте объекты нормирования, относящиеся к Требованиям к структуре основной образовательной программы.
2. Основная образовательная программа – это «жёсткий» или «примерный» документ?
3. Какие документы и материалы Вы можете отнести к разделу Требования к структуре основной образовательной программы?
4. Обоснуйте утверждение, что основная образовательная программа:  не должна быть только предметной, отражать только учебную деятельность.
2. Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения
Итак, «основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся (ст. 14 Закона «Об образовании»).
В Стандарте указывается, что основная образовательная программа начального
общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
- учебный план начального общего образования;
- программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программа коррекционной работы;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Методологические и содержательные основы, сформулированные в Стандарте определяют требования к современному учителю, который должен демонстрировать универсальные и предметные способы действий; инициировать пробные действия учащихся в группах и парах, в мобильных группах; консультировать, корректировать их действия; искать способы включения в работу каждого ученика; владеть технологией проектирования учебного процесса (проектирование «учебных ситуаций», планирование учебного процесса на основе проецирования итоговых результатов на данный этап учебного процесса (разработка основной образовательной программы образовательного учреждения и рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и др.
            При этом к основным затруднениям учителей начальных классов на этапе введения ФГОС мы относим следующие позиции:
– отсутствие опыта разработки  основной образовательной программы начального образования, а также рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей).
При этом мы считаем, что рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов.
В соответствии со ст. 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» «Компетенция и ответственность образовательного учреждения» к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)» (п.7).
Примерная структура рабочей программы:
1. Титульный лист.
2. Пояснительная записка: наименование примерной программы; обоснование выбора системы обучения или учебно-методического комплекта (анализ образовательных потребностей учащихся и их родителей), наличие учебно-методического, кадрового, материально-технического, информационного обеспечения и др.; обоснование разбивки содержания программы на отдельные темы; обоснование тематики содержания национально-регионального компонента.
3. Календарно-тематический план.
4. Перечень компонентов учебно-методического комплекта.
5. Требования к уровню подготовки уч-ся, успешно освоивших рабочую программу.
6. Характеристика контрольно-измерительных  материалов.
7. Приложения.
Рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) составляется учителем начальных классов или группой учителей начальных классов на основе примерной программы начального общего образования и авторской программы по учебному курсу (окружающий мир) или предмету для ступени обучения (или отдельно для каждого класса, например, по математике 1 класса).
Титульный лист данного документа может состоять из следующих позиций: «Наименование образовательного учреждения», «Утверждение» (уточняем, что данный параметр является  компетенцией образовательного учреждения), «Наименование рабочей программы» (указывается название предмета в соответствии с учебным планом образовательного учреждения, класс или ступень), «Разработчик(и)  рабочей программы», «Год» (в соответствии с локальным актом ОУ)». Рабочая программа должна модифицироваться ежегодно разработчиком или разработчиками).
Первым структурным компонентом рабочей программы является Пояснительная записка, в которой представлен список нормативных документов и методических рекомендаций, на основании которых она составлена. Рабочая программа составляется на основе следующих нормативных документов: федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования; федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях (указывается год);  примерных программ начального общего образования; учебного плана образовательного учреждения (указывается год) и др.
Далее  определяются основные цели и задачи предмета.
В данном разделе необходимо прописать основные цели предмета, которые определяются с учетом специфики или миссии образовательного учреждения, обосновывают выбор образовательной программы (системы). При определении целей учитываются общие цели изучения предметов, определенные в ФГОС НОО. Наряду с этим отмечаются задачи предмета (модуля), характерные для данного года обучения.
В данном разделе уделяем внимание обоснованию выбора системы обучения и (или) различных учебно-методических комплектов для реализации рабочей программы (анализ образовательных потребностей обучающихся или их родителей (законных представителей); учебно-методическое, кадровое, материально-техническое, информационное обеспечение; миссия образовательного учреждения).
Вторым структурным компонентом является Учебно-методическое обеспечение, обеспечивающее реализацию рабочей программы.
Учебно-методическое обеспечение по предмету включает дидактическое и методическое обеспечение авторской программы, взятой за основу при разработке рабочей программы. Учебно-методическое обеспечение может быть представлено следующим образом (таблица).
Таблица «Учебно-методическое обеспечение».

Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Учебник; Рабочие тетради (если есть); Хрестоматия (если есть); Перечень информационно-образовательных ресурсов (в т.ч. цифровых образовательных ресурсов) и Интернет-ресурсов;
И др.

Программа;
Методическое пособие (авторское или рецензированное автором).

Следующий раздел рассматривается как Календарно-тематический план реализации рабочей программы, в котором даётся ориентировочное содержание и время на его изучение, а также характеристика деятельности учащихся  с учётом специфики учебного предмета. Мы используем следующую примерную форму календарно-тематического планирования (таблица).
Таблица «Примерная форма календарно-тематического планирования».

Тема раздела, количество часов

Дата

Тема урока

Федеральный компонент государственного образовательного стандарта

НРК (если есть)

Практическая часть (только для предмета «Окружающий мир»)

 

 

 

 

 

 

Мы выделяем в отдельный раздел Требования к уровню подготовки по итогам изучения данного предмета.
Далее проводится характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе определяется количество контрольных мероприятий в рамках тематического и итогового контроля. Обосновываются способы контроля, дать краткую характеристику контрольно-измерительных материалов (с указанием используемой литературы).
Структура рабочей программы  является примерной и может быть дополнена другими разделами, отражающими специфику образовательного учреждения и учебного предмета.
Таким образом, рабочая программа учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) является необходимым базовым учебно-методическим документом учителя начальных классов, а  разработка рабочей программы позволяет накапливать  опыт и помогут педагогам сориентироваться в государственной стратегии образования, путях совершенствования в условиях введения  в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

ФГОС >>>

Понятие стандарта образования >>>

ФГОС: особенности подхода >>>

ФГОС: состав и содержание основных документов >>>

Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования: особенности подхода >>>

Планируемые результаты как механизм реализации требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования >>>

Универсальные учебные действия – основа формирования умения учиться>>>

Система нормативов и регламентов, необходимых для обеспечения реализации основной образовательной программы >>>

Концепция духовно — нравственного развития и воспитания личности гражданина России и особенности ее реализации в начальной школе >>>

Программа духовно-нравственного развития обучающихся на ступени начального общего образования: особенности, структура >>>

 

Яndex
 
         
         
 

Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Rambler's Top100 Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU Рейтинг@Mail.ru