Детские творческие объединения

Скокова М.К.

Утверждено на педагогическом совете
МООУ Ляминская национальная
санаторная школа – интернат для детей нуждающихся в длительном лечении
“ 21 “сентября 2004 г.

Согласовано: _____________
заместитель директора школы  по ВР
“15“сентября 2004 г.

Введение

Человек по натуре своей - художник
Он всюду стремится вносить в свою жизнь красоту...
Красивые вещи воспитывают творческое
воображение людей и уважение к их труду
М.Горький

В последние годы уделяется большое внимание изучению, пропаганде и возрождению угасающих видов декоративно - прикладного искусства. В этой связи особый интерес представляют те виды творчества, которые тесно связаны с художественной обработкой доступных растительных материалов -лозы, бересты, рогоза ,соломки и других .
Соломка - интереснейший природный материал, дающий большие возможности для развития творческой активности, интуиции и фантазии детей.
История изготовления утилитарных изделий из соломки уходит вглубь веков - к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Солома обувала и одевала крестьянина, утепляла его дома и служила ему постель. Из нее изготавливали шляпы, корзины и другую хозяйственную утварь. Кроме того, крестьяне считали, что в соломе заключена сила плодородия, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники славян сопровождались изготовлением обрядовых изделий из соломы.
Обрядовое творчество с соломой заложило основу самоплетения, сформировало основные художественные приемы этого вида народного творчества . Еще в прошлом веке изделия из соломы имели массовое и почти повсеместное распространение как в России ,так и на Украине , а особенно в Белоруссии. Сейчас «соломка » стала редкостью, свое искусство в этой области показывают лишь немногие мастера. Изделия, созданные их руками, приобрели славу лучшего национального сувенира, экспортируются и хранятся во многих музеях мира.
Программа "Золотое сияние" посвящена сохранению и развитию этого вида народно- прикладного творчества.

Пояснительная записка

Программа «Золотое сияние» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к художественному творчеству и носит образовательный характер. Она разработана в соответствии с « Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей ».
В основу программы положен опыт изучения творчества народных умельцев и мастеров России, Белоруссии, Прибалтики,  адаптированная программа педагога дополнительного образования при РЦДТ Пятуниной Л.Д.
Цель программы - воспитание интереса и любви к народному творчеству, вовлечение учащихся в активную творческую деятельность, формирование определенных умений и навыков в освоении художественного ремесла.
Задачи:
-обучать основным приемам и навыкам работы с соломкой;
-знакомить с древними промыслами и современными видами декоративно-прикладного искусства России; -знакомить учащихся с народными традициями и обрядами;
- развивать художественный вкус и творческие способности детей;
-воспитывать бережное отношение к русской народной культуре.
Приоритетные направления деятельности - стимулирование творческой активности ребенка, развитие индивидуальных задатков и способностей, создание условий для его самореализации.
Для обучения в объединении принимаются мальчики и девочки 10-16 лет, усидчивые, склонные к рукоделию и кропотливой работе. Оптимальное количество детей в группе 8-12 человек, так как при большем количестве учащихся педагог не сможет индивидуально работать с каждым из них.
Программа разработана на 36 учебных недель и регламентируется расписанием:
Средний школьный и младший возраст

  1. первый год обучения 2 раза по 30 мин в неделю;
  2. второй год обучения 3раза по1 часа в неделю;
  3. третий год обучения 3 раза по 2 часа в неделю.
    Старший школьный возраст

-  первый год обучения 2 раза по1,5 часа в неделю (2 часов - групповые
занятия, 1час - индивидуальное);
-второй год обучения 3 раза по 2 часа в неделю (4часа - групповые занятия,
2 часа - индивидуальные);
-третий год обучения 3 раза по 2 часа в неделю.

Программа каждого года обучения представляет собой завершенный тематический блок знаний и может рассматриваться как самостоятельная программа, рассчитанная соответственно на один, два и три года обучения.

Значительный  объем  содержания  программы  способен  обеспечить многоуровневость и вариативность ее реализации в работе с детьми. Переход от одного уровня к другому осуществляется по принципу повторения и расширения объема зданий.

Содержание и формы обучения

Учебно — воспитательный процесс базируется на обучении основным приемам и технологии изготовления различных изделий из соломки, сочетающих в себе эстетические и практические качества. Приобретая теоретические знания и практические навыки работы с соломкой, учащиеся создают не только полезные, но и красивые изделия, познают радость от сознания сопричастности в преобразовании обычного, казалось бы, материала, в художественное произведение. В процессе работы с соломкой у детей развиваются чувства цвета, ритма; тренируются пальцы рук, глазомер; воспитываются наблюдательность, усидчивость, культура труда и эстетическое восприятие мира; формируются понятия о красоте вещей, созданных своими руками, знание природных качеств материала и его применение; любовь и бережное отношение к природе.
При реализации программы используются различные методы:

  1. словесные - лекции, беседы, викторины ;
  2. наглядные - просмотр репродукций, образцов изделий мастеров народного
    творчества;
  3. практические - изготовление наглядных пособий, образцов и макетов
    изделий.

В учебно - воспитательный процесс следует включать экскурсии в музеи, на выставки народных промыслов, организацию встреч с интересными людьми - народными умельцами. Знакомя детей с произведениями декоративно - прикладного искусства, педагог развивает у них умение отличать настоящее искусство от его суррогата, приходить к правильному эстетическому суждению.
Одна из интереснейших форм стимулирования учащихся к занятиям -организация выставок, конкурсов, праздников и других массовых мероприятий с приглашением родителей обучающихся.
Программой предусмотрены задания как индивидуального, так и для коллективного исполнения. Техника соломоплетения, аппликации и инкрустации требует кропотливого труда, поэтому педагог должен проводить индивидуальную работу с каждым ребенком.
Коллективный труд обеспечивает опыт творческого общения, сплачивает детей, а ошибки , допущенные одним, всегда бывают замечены товарищем и вовремя исправлены. Педагог дает возможность детям самостоятельно оценивать свою работу, ее результат, видеть достоинства и недостатки. При коллективном обсуждении результатов важно акцентировать внимание на том, что получилось, т.е. дается положительная оценка деятельности ребенка, тем самым создается благоприятный
эмоциональный фон, способствующий формированию творческого мышления, фантазии.
Раздел программы «Народная культура» знакомит детей с народными традициями, обычаями и обрядами как важнейшими средствами народной педагогики. В этот раздел входит изучение календарных праздников и обычаев их взаимосвязь с семейно - обрядовой культуры. Акцентируется роль соломы и изделий из нее в быту крестьян. Важна прикладная направленность этой темы. Изготовление народных обрядовых изделий из соломки - фигурок, открыток, инкрустация соломкой яиц - оставляет у детей ощущение праздника, сопричастности к истории, традициям своего народа.
Завершая курс обучения по программе, следует обратить внимание на содержание понятий и терминов, формирование у учащихся умения пользоваться специальной литературой.

Соискатели реализации программы

Программой предусмотрено проведение интегрированных занятий с преподавателями изобразительного искусства, декоративной обработки дерева, руководителем фольклорного коллектива и др.


Ожидаемый конечный результат

Учащиеся первого года обучения должны

знать: - правила техники безопасности;

  1. способы обработки соломы;
  2. основы композиции;
  3. народные промыслы России (береста, глина, дерево);
  4. календарные праздники и обычаи;

уметь: - применять на практике полученные знания;

  1. пользоваться инструментами;
  2. изготавливать аппликацию (плоскую);
  3. плести изделия из глаженой соломки.

Учащиеся второго года обучения должны
знать: - основные понятия по изученным темам;

  1. различные способы обработки соломки;
  2. историю современного плетения из соломки;
  3. несложные виды плетения;
  4. народные праздники и обычаи;
  5. народные промыслы.

уметь: - изготавливать плоскую и объемную аппликацию;

  1. плести изделия, используя изученные плетенки;
  2. пользоваться инструкционными картами;
  3. выполнять обрядовые изделия;
  4. оформлять готовые изделия.

Содержание программы первого года обучения

Вводное занятие: Соломка в изделиях мастеров народных промыслов. Ознакомление с планом работы объединения.
Тема 1. Технология обработки соломки.
Общие сведения о биологических, физико- технических свойствах соломки. Виды соломки: ржаная, овсяная, пшеничная и другие. Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.
Практические занятия. Показ техники заготовки соломки. Первичная обработка сырья. Сортировка соломки, организация ее хранения.
Тема 2. Аппликация соломкой.
Аппликация соломкой как вид декоративно — прикладного искусства Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск, их рациональное использование в изделиях.
Создание композиций геометрического характера. Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Специфика работы над рисунком. Учет направления соломки при работе над аппликацией.
Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы: ДВП, ткань на подрамнике, бархатная бумага, картон. Перевод рисунка на основу. Выполнение аппликации геометрического характера. Контроль за точностью выполнения.
Знакомство с узором.Узор, работа по образцам. Закономерности построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента Симметрия и ритм в орнаменте и узоре.
Практические занятия. Разработка эскиза композиции с геометрическим или растительным орнаментом. Исполнение в материале.
Сюжетно - тематические композиции. Выбор сюжета, работа над рисунком. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное оформление. Варианты изделий сувенирного характера.
Практические занятия. Работа над эскизами композиции. Исполнение в материале. Выполнение изделий для выставочного и методического фонда.
Композиции с цветами. Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы.
Практические занятия. Работа по образцам. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Животные и птицы. Сочетание света, теней, тонов. Стилизация. Работа над эскизами. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Пейзажные панно.Пейзаж как жанр. Графическое изображение пейзажа и его цветовое решение.
Тема 3. Народные промыслы
 Народные промыслы, их специфика. Художественные и утилитарные изделия из глины, дерева, соломки, бересты.
Народные промыслы Крайнего Севера и Сибири.
Практические занятия. Экскурсии в музеи школы-интерната, средней школы, посещение объединений. Просмотр фотографий, журналов, альбомов.
Тема 4. Народная культура
Календарные праздники, обычаи весеннее - летнего и осеннее - зимнего циклов. Их взаимосвязь с семейно-обрядовой культурой. Обрядовые изделия из соломки.
Практические занятия. Изготовление рождественской открытки, ангелочков.
Инкрустация соломкой пасхальных яиц.
Заключительное занятие
Подведение итогов работы за год. Организация итоговой выставки. Награждение победителей. Задание на летние каникулы.

Содержание программы второго года обучения.

За первый год обучения учащиеся овладевают навыками и технологией изготовления декоративных панно методом плоскостной аппликации и плоского плетения. Занятия второго года обучения строятся на принципе повторения и расширения знаний, усложнения техники выполнения изделий. Вводятся новые темы.
Тема 1. Технология обработки соломки.
Общие сведения о биологических, физико- технических свойствах соломки. Виды соломки: ржаная, овсяная, пшеничная и другие. Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.
Практические занятия. Показ техники заготовки соломки. Первичная обработка сырья. Сортировка соломки, организация ее хранения.
Тема 2. Аппликация соломкой.
Аппликация соломкой как вид декоративно — прикладного искусства Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск, их рациональное использование в изделиях.
Создание композиций геометрического характера. Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Специфика работы над рисунком. Учет направления соломки при работе над аппликацией.
Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы: ДВП, ткань на подрамнике, бархатная бумага, картон. Перевод рисунка на основу. Выполнение аппликации геометрического характера. Контроль за точностью выполнения.
Знакомство с узором. Узор, работа по образцам. Закономерности построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента Симметрия и ритм в орнаменте и узоре.
Практические занятия. Разработка эскиза композиции с геометрическим или растительным орнаментом. Исполнение в материале.
Сюжетно - тематические композиции.Выбор сюжета, работа над рисунком. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное оформление. Варианты изделий сувенирного характера.
Практические занятия. Работа над эскизами композиции. Исполнение в материале. Выполнение изделий для выставочного и методического фонда.
Композиции с цветами. Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы.
Практические занятия. Работа по образцам. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Животные и птицы. Сочетание света, теней, тонов. Стилизация. Работа над эскизами. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Пейзажные панно. Пейзаж как жанр. Графическое изображение пейзажа и его цветовое решение.

Тема 3 . Плетение из круглой соломки. Художественное плетение из соломки - древний народный промысел. Его история и современное состояние. Утилитарные и художественные достоинства мастеров соломоплетения : Т. Агафоненко, Л .Лось , Л.Гловатской, Т .Головачевой , А.Ивановой и других .
Подготовка соломки для плетения. Виды плетения.
Спиральное плетение - один из наиболее распространенных в прошлом видов плетения из соломки. Техника спирального плетения.
Плетение из трех соломин с двумя осевыми, отличается плотностью, не поддается деформации и растяжению. Применение плетения.
Плетенка из четырех соломин с двумя осевыми, отличается прочностью, почти не поддается растяжению. Область применения.
Простая плетенка из четырех соломин, обладает способностью к криво линейному изгибу, поддается небольшому растяжению. Область применения. Плетенка «Зубатка», наиболее часто используемая в соломоплетении . Имеет зубчатые края, отличается красотой рисунка. Плетенка прочна, почти не подвергается растяжению, используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления плетеных предметов.
Знакомство с другими видами плетения. Общий обзор, демонстрация иллюстраций, образцов плетения.
Практические  занятия.Освоение   техники   плетения   по   образцам (схемам). Плетение из цветной бумаги. Плетение из соломки.
Тема 4. Народные промыслы
 Народные промыслы, их специфика. Художественные и утилитарные изделия из глины, дерева, соломки, бересты.
Народные промыслы Крайнего Севера и Сибири.
Практические занятия. Экскурсии в музеи школы-интерната, средней школы, посещение объединений. Просмотр фотографий, журналов, альбомов    

Тема 5 . Народная культура
Календарные праздники обычаи весенне-летнего и осенне - зимнего циклов. Их взаимосвязь с семейно - обрядовой культурой. Обрядовые изделия из соломки.
Практические    занятия.    Изготовление    рождественской    открытки, ангелочков.
Инкрустация соломкой пасхальных яиц.
Заключительное занятие. Подведение итогов за два года обучения. Рекомендации по дальнейшей творческой работе обучающихся. Подготовка к итоговой выставки.

Содержание программы третьего года обучения.

За два года обучения учащиеся овладевают навыками и технологией изготовления декоративных панно методом плоскостной аппликации и плоского плетения. Занятия третьего года обучения строятся на принципе повторения и расширения знаний предыдущих лет обучения, усложнения техники выполнения изделий. Вводятся новые темы.
Тема 1. Технология обработки соломки.
Общие сведения о биологических, физико- технических свойствах соломки. Виды соломки: ржаная, овсяная, пшеничная и другие. Инструменты, отделочные и вспомогательные материалы. Техника безопасности, гигиена труда.
Практические занятия. Показ техники заготовки соломки. Первичная обработка сырья. Сортировка соломки, организация ее хранения.
Тема 2. Аппликация соломкой.
Аппликация соломкой как вид декоративно — прикладного искусства Декоративные свойства соломки: пластичность, цвет, блеск, их рациональное использование в изделиях.
Создание композиций геометрического характера. Краткие сведения о композиции. Основные законы композиции. Специфика работы над рисунком. Учет направления соломки при работе над аппликацией.
Практические занятия. Работа над эскизом. Подготовка основы: ДВП, ткань на подрамнике, бархатная бумага, картон. Перевод рисунка на основу. Выполнение аппликации геометрического характера. Контроль за точностью выполнения.
Знакомство с узором. Узор, работа по образцам. Закономерности построения орнамента. Симметрия и ритм в орнаменте и узоре. Виды и композиция орнамента Симметрия и ритм в орнаменте и узоре.
Практические занятия. Разработка эскиза композиции с геометрическим или растительным орнаментом. Исполнение в материале.
Сюжетно - тематические композиции. Выбор сюжета, работа над рисунком. Эстетические требования к качеству изделий. Декоративное оформление. Варианты изделий сувенирного характера.
Практические занятия. Работа над эскизами композиции. Исполнение в материале. Выполнение изделий для выставочного и методического фонда.
Композиции с цветами. Построение композиции. Композиционный центр, линейная перспектива. Формат и размер готовой работы.
Практические занятия. Работа по образцам. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Животные и птицы. Сочетание света, теней, тонов. Стилизация. Работа над эскизами. Исполнение в материале. Оформление изделий.
Пейзажные панно.Пейзаж как жанр. Графическое изображение пейзажа и его цветовое решение.

Тема 3. Народная культура
Календарные праздники, обычаи весеннее - летнего и осеннее - зимнего циклов. Их взаимосвязь с семейно-обрядовой культурой. Обрядовые изделия из соломки, народные игры, устное народное творчество. Участие в обрядовых праздниках.
Практические занятия. Изготовление рождественской открытки, ангелочков.
Инкрустация соломкой пасхальных яиц.
Тема 4. Узоры соломенной нити. Миниатюры из соломки. Инструменты и материалы. Техника выполнения узоров. Виды швов, применяемых в работе.
Практические занятия. Выбор сюжета, перевод рисунка на основу, исполнение в материале. Выполнение изделий для методического и выставочного фонда.
Тема 5 . Художественные изделия из соломки в современном интерьере Роль декоративно - прикладного искусства в быту. Декоративное панно, его роль в украшении современного жилого и общественного интерьера.
Сюжетно- тематические композиции. Составление композиции и работа над созданием эскиза. Стилизация. Специфика работы над рисунком. Зависимость изображения от материала и техники исполнения. Цвет, оттенки соломки как активное средство создания художественного образа.
Практические занятия. Работа над эскизом. Разбивка рисунка на фрагменты, детали. Перевод деталей на кальку с обозначением тона, направления соломки. Наклеивание деталей. Сборка композиции. Отделка изделия.
Самостоятельное составление декоративных композиций с использованием орнаментальных мотивов, с сочетанием аппликации и плетение. Инкрустация соломкой. Определение, виды инкрустации. Приспособления, инструменты. Лаки. Подготовка поверхности изделия. Нанесение рисунка. Последовательность набора рисунка на изделии.
Практические занятия. Инкрустация шкатулки, пенала, дощечки -подставки.
(интегрированные занятия с объединением «Декоративная обработка дерева».
Подвесные декоративные конструкции из соломки. Белорусские «пауки» Принципы конструкции.
Современные женские украшения из соломки: бусы, обручи, браслеты.
Практические занятия. Обруч. Плетение на каркасе из стальной проволоки по принципу «круглое плетение из пяти соломин». Бусы. Техника составления отдельных бусин: освоение отдельных операций на бумажной полоске по схеме. Изготовление изделия в материале.

Тема 6. Народные промыслы
Народные промыслы, их специфика. Художественные и утилитарные изделия из глины, дерева, соломки, бересты.
Народные промыслы Крайнего Севера и Сибири.
Практические занятия. Экскурсии в музеи школы-интерната, средней школы, посещение объединений. Просмотр фотографий, журналов, альбомов.
Тема 7. Изготовление творческой работы
Этот раздел программы является заключительным этапом работы в объединении, и учащиеся уже самостоятельно решают поставленную перед ними задачу, применяя знания, полученные на предыдущем этапе обучения.
Практические занятия. Разработка и оставление эскизов изделия. Самостоятельное выполнение изделия. Требования к эстетичности, аккуратности и единству стилевого оформления. Защита творческой работы.
Заключительное занятие. Подготовка итоговой выставки «Прекрасное -своими руками ». Подведение итогов работы объединения за весь период обучения. Награждение учащихся.

Условия реализации программы

Занятия объединения должны проходить в светлом, сухом, достаточно просторном и хорошо проветриваемом помещении. У каждого ребенка должен быть отдельный стол и набор необходимых инструментов. Целесообразно иметь доску для разглаживания утюгом соломки. Также, необходима мебель для хранения незаконченных изделий, методической литературы, материалов и инструментов.

Методическое и дидактическое обеспечение

В процессе работы по настоящей программе можно использовать:

  1. методическую литературу из прилагаемого к программе списка;
  2. игры, конкурсы, сценарии;
  3. папки с эскизами;

-наглядные пособия, изготовленные педагогом и учащимися;

-образцы изделий мастеров - умельцев.

Программа составлена руководителем ТО "Золотое сияние" (аппликация из соломки) Скоковой М.К.

Календарно-тематическое планирование занятий

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU 
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений