Вернуться в раздел

Пичугина Е.В.

Использование этнопедагогики при работе с детьми ханты

Приобщение детей ханты к общественной жизни начинается в младшем школьном возрасте, когда они впервые переступают порог школы. Для большинства детей, чьи семьи ведут традиционный образ жизни, такой школой становится интернат.
Наблюдения за подростками, которые уже провели в школе-интернате несколько лет, показывают, что они чувствуют себя комфортно в ставших уже привычных для них современных условиях: им нравится новая одежда, питание, мероприятия, проводимые в школе, новые способы общения, новые и интересные виды деятельности.
Малыши, которые поступают в школу в 6-8 лет, сталкиваются со множеством проблем, проходят долгий адаптационный период: они узнают, что такое школа, для чего нужно учиться, учатся соблюдать режим дня, правила поведения, гигиены и многое другое, неизвестное им до приезда в интернат. Многие дети, поступая в школу, плохо говорят по-русски, некоторым в первое время требуется переводчик. Кому-то адаптационный период дается легче, кому-то труднее.
Педагогу в это время особенно важно опираться на принципы народной педагогики, отслеживать и изучать особенности национального воспитания детей ханты.
Процесс воспитания складывается под воздействием национального сознания, самосознания, этнокультурной среды, традиционной культуры воспитания, педагогической культуры, народной педагогики.
Средствами этнического воспитания при этом могут служить фольклор: мифы, сказки, легенды, песни, ремесла культуры ханты. Все это должно помогать учителю в процессе обучения и воспитания.
В уроки и внеклассные мероприятия необходимо включать элементы национальной культуры ханты: использование национальной лексики, фольклорных произведений на уроках русского языка и чтения, составление задач на национальную тематику по математике, опора на жизненный опыт при изучении окружающего мира, и, конечно, применение традиционных ремесел на уроках технологи и изобразительного искусства.
Учителю при работе над адаптацией первоклассников в школе интернате можно опираться на следующие жизненные правила:

  1. не торопи ребенка ханты, ему нужно подумать;
  2. не ругай ребенка ханты, а просто объясни, как нужно делать;
  3. здоровайся первый, а затем объясни, что ученик должен первым приветствовать учителя;
  4. уважай правила общения народа ханты с природой;
  5. помни, что каждый человек – это личность.

Основные понятия:

Народная педагогика – это совокупность отобранных и проверенных практикой, передаваемых из поколения в поколение эмпирических знаний, воззрений, идей, сведений, способов, средств обучения и воспитания детей, приобщения их к условиям общественной жизни.

Этнокультурная среда – 1) национальные традиции; 2) национальное искусство; 3) этническое общение; 4) этнокультурная деятельность.

Национальное сознание – совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философско-религиозных и др. взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации и этноса.

 

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений