Разработки уроков

 

Легенда о нартах

Два Ханта решили построить нарты…
Пошли в лес, два хвойных дерева срубили. Один мужик обтесал ствол гладко, а другой ничего не обтесал, с сучками оставил.
Первый поехал – только пыль столбом. У другого олени тянут-тянут – и никак: только обратно тянут.
Олени оглянулись на хозяина, и говорят человеческим голосом: «Ты нас послушай. Посмотри на своего товарища, у него все гладко сделано, а мы лес вместе с талой землей тащим за собой, у нас силы нет».
С этого времени стали обстругивать стволы для нарт гладко снизу.

 

Легенда о том, как появились у Оби притоки
(Ненецкая легенда)

Старик Обь выдал замуж свою дочь Аган за сына Торум-Ики, которого было имя Торум-Лгун. Но так как у них характеры были, как у бурлящей реки, вместе прожили они недолго. Разошлись. Торум-Ягун на северо-запад, а Аган – на восток. Но тяга друг к другу осталась. И поэтому, когда хозяйка Агана вспомнит что-нибудь хорошее из совместно жизни, поворачивается в сторону своего мужа и начинает грызть северный песчаный берег ягельного бора. Как вспомнит ссору – сердится, повернется спиной к нему и начинает грызть глинистый берег Черног Урмана. Когда соскучится очень – посылает весточку в сторону мужа ...
Река Хаплимуты, как говорят ненцы, это одна из весточек, которые посылает хозяйка Агана своему мужу.

 

Легенды о происхождении медведя
(Мансuйскuе легенды)
Легенда первая

Жила-была женщина, у нее был сын, которого она воспитывала без отца. Однажды собрались мальчики и начали играть. Через некоторое время они стал избегать сына той женщины, стали бояться его. Мальчик в недоумении. Обрати он внимание на себя, и что же он видит: руки мохнатые, покрытые шерстью. Пальцы, оказывается, превратились в большие, длинные когти. Обрати внимание на тело: оно тоже стало мохнатым. Подойдет к одному дому, другому, собаки лают, набрасываются на него. В конце концов, он вынужден был отправиться в лес.
А мать мальчика взяла в руки русскую шапку и ремень, покрытый серебряными пуговицами, и пошла в лес за сыном. Идет и уговаривает его: «Сыночек, сыночек, не ходи, не покидай меня. Я тебя не для того растила с большим трудом, чтобы ты покидал меня. Собирала для тебя у людей косточки и плавнички рыб, кормила тебя не для того, чтобы ты покидал меня».
Сын очень рассердился на мать и сказал: «Оставь меня в покое, а то вернусь и разорву тебя на куски!» И все же потом он сжалился, повернулся к матери, подошел кней. Мать обняла его, поцеловала. Затем она надела ему на голов русскую шапку, надела ремень с серебром, что взяла с собой и сказала: «Это русская шапка и этот серебром украшенный ремень пусть будут священными. Женщина к ним не должна прикасаться. Пусть одна твоя половина тела буде доступна только женщине, а другая половина тела будет принадлежат мужчине».
После этих слов мать снова обняла сына, снова целовала, миловала его, затем отпустила его на волю, в лес. Он ушел от матери, от людей. Блуждая по чащам, покрытым кустами черемухи, по чащам, покрытым шиповником, превратился он в медведя.
До сих пор люди придерживаются заповеди этой женщины. Убив в лесу медведя, в первую очередь отделяют от тела священную его шапку, «расстегивают» священный ремень, т.е. делают разрез шкуры его у пупка. Женщины подходят целовать медведя с правой стороны, а мужчины – с левой  стороны, с сердечной – это  мужская сторона медведя.
Охотники говорят, что освежёванный медведь похож на голое тело человека: у медведя лишь конечности значительно короче, чем у человека, и голов отличается. И повадками медведь тоже похож на человека. Например, начнут донимать медведя комары, соберет он трухлявые гнилушки, получится как будто дымокур. Или найдет в лесу расщепленный пень, начнет играть, забавляться дрожащим звуком, словно он человек. Ведь первоначально медведь произошел от человека. Поэтому мы его называем «апсике» – младший братик. Если он в лесу встретится и идет ктебе навстречу, то следует ему спросить:
«Какое корыто с костями ты поставил тут? Поэтому ты идешь ко мне навстречу?» Он напугается, быстро повернется и уйдет прочь от тебя.
Вот такой он и есть, понимает человеческую речь.

Легенда вторая

Живет Нуми Торум на небе, у него дети ... Земля сверху кажется им гладкой, красивой, как ковер.
Дочь его просится на землю, ей захотелось погулять по ней. В конце концов, отец сажает ее в серебряную люльку и медленно опускает ее на землю. Земля, оказывается, покрыта густой чащей, болотами, густыми зарослями шиповника. Дочь небесной силы не выдерживает мук на Земле, превращается в медведя, идет бродить по лесам, болотам и добывать себе пищу.
Люди при определенных условиях звереют, не эта ли идея здесь заложена?

Легенда третья

Дочь Нёр ойки превращает одного надоедливого жениха в медведя. Это уже пример того, как волшебная сила девушки «превращает» человека в зверя.
Приведенные выше мансийские предания наводят на мысль о космическом происхождении человека на Земле.
Итак, в священном сказе "О возникновении земли" отмечается, что:
а) первоосновой жизни является вода, на воде все растет, в том числе сама Земля;
б) человек возник еще до появления земли на планете Земля;
в) Землю из-под воды достала небесная крылатая птица лулы; земля росла на воде вкруговую и вращалась;
г) первым деревом на появившейся земле был кедр, выросший на ней.

 

Легенда о кедре

Жили на земле только люди и кедры. Кедры росли до неба ... Люди совсем не росли. Холод на людей шел. Болезнь на людей шла. Это Северный Старик болезней зло рассыпал ... Больно деревьям смотреть на людей стало, оставлявшим свою жизнь. Корни мощные кедры из земли вытащили. В сторону Севера на защиту людей пошли. Холод их бьет – не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Старик, отступил. Но кедрам отомстил. Заколдовал их.
С тех пор, если человеку холодно, Кедр чувствует.
Если человеку больно, Кедр чувствует. Вот и тяжело ему. Не за себя, за других тяжело. Так и живут кедры.
Кедр – долгожитель. Он живет 400-500 лет. Кедр начинает плодоносить в 60-80 лет.

 

Легенда о сосне с шарообразным скоплением веток
(Ненецкое предание)

Однажды два друга пошли на охоту. Идут по лесу, вдруг видят соболь бежит и в «домик ветра» спрятался.
Один из охотников взял палку и стал бить по дереву. А другой ему говорит: «Не бей по дереву, там же ветер живет, ты его рассердишь. Пойдем домой».
Но первый охотник не хотел упускать свою добычу и продолжал колотить палкой. Вдруг налетел ветер, подхватил его и понес неизвестно куда.
Когда ветер стих, увидел второй охотник: на деревьях кусочки его товарища висят. На одном дереве – глаза, на другом – руки и т. д. Приехал домой, жена ему рассказывает: «Налетел ураган, подхватил дом твоего друга вместе с семьей и понес неизвестно куда».
Это надо знать:
ненцы называют сосну с шарообразным скоплением веток «домом ветра»;
в нее нельзя было ничего бросать, бить по ней.

 

Происхождение медведей различных пород

Не знаю, правда или нет, что раньше медведь был богом, у него были дети: послушные и непослушные.
И вот одного непослушного медвежонка бог выгнал и сказал: «Иди куда хочешь!» Маленький медведь полетел на землю, но до земли не долетел и застрял в развилке дерева. Думает: «Правда, пропаду теперь: ни вверх нельзя продвинуться, ни на землю опуститься. Съедят меня, наверное, черви».
И, правда, подох медведь, стали из него выпадать черви на землю. Из больших червей вырастали большие таежные медведи, а из маленьких­ северные медведи без хвостов ...

 

Легенда о березе

Было время... Забыли люди о доброте. Завидуют друг другу.
Обманывают друг друга. Черные мысли в их головах рождаются. Черные чувства в их сердцах рождаются. Земля стонет. Коркой зависти, коркой лжи покрывается.
Великий стон до неба дошел... Содрогнулась небесная девушка от ужаса. Великая боль пронзила ее сердце. Не выдержало оно. Рассыпалось. Кусочки по земле развеялись. В человека попадут – человек очищается. В дерево попадут – дерево белеет.
Так появились на нашей земле березы. Говорят, что это небесной жизни кусочек.

 

Легенда о лиственнице

В давние времена это было... Человек на человека войной пошел. Кровь лилась... И взмолились женщины и дети: «О, небо! Помоги!»
Посмотрело Небо: человек на человека войной идет, селение на селение, земля на землю... Разрыдалось оно от горя. Слезы на землю хлынули... На мертвого упадут – мертвый оживает, да в дерево превращается.
Так и появились на нашей земле лиственницы. Не деревья они – воины погибшие. Летом наш мир наблюдают – зеленым деревом живут. Зимою в прошлое погружаются – от горя хвоинки роняют.

 

Легенда о том, как человек превратился в гагару
(Хантыйская сказка)

У одного оленевода паслось большое стадо оленей. И очень гордился и хвастался он своим богатством. Бегал за своим стадом и кричал: «Ох, какой я богатый! Мои олени, мои олени!.. Ох, какой я богатый!..»
Однажды погнал он своих оленей на полуостров, который соединялся с сушей тонким перешейком. Погода стала резко портиться, поднялся холодный ветер, началась гроза. Олени испугались, заметались по маленькому полуострову. Оленевод пытался успокоить животных, но выбился из сил и упал. Олени пробежали по нему, втоптав его в ямку между болотными кочками. Весь он стал плоским: спина вдавилась в грудную клетку, ноги сплющились, а копчик вывернуло в сторону. По земле он теперь ходить не может, а кое-как ползает на брюхе. Только в воде стало удобно нырять и плавать.
С той поры он в озеро ушел и обернулся гагарой. Вот вам и богатство огромное стадо оленей.

 

Легенда о рябчике
(Хантыйская легенда)

Рябчик раньше был большой птицей.
Однажды он внезапно вспорхнул и напугал Торума-бога.
Торум рассердился и порвал его на семь частей. На семь частей света раскидал по кусочку. Из одного кусочка стал теперешний рябчик. И с тех пор белое рябчиковое мясо есть у всех зверей и птиц. У глухаря есть белое мясо, у лося вдоль хребта тоже идет белое мясо рябчика.

 

Почему у глухаря глаза красные
(Хантыйская легенда)

Когда-то жили все птицы вместе и не улетали в теплые края. Стало холодно, собрались они все вместе и решили завтра лететь.
Глухарь ночевал отдельно. Утром прилетел он туда, где должны быть птицы, но место было пустое, птицы все уже улетели. Глухарь так плакал, что глаза у него покраснели.
Весной птицы прилетели. Глухарь рассказал им, как провел зиму.
Боровая птица решила больше не улетать на юг. Водоплавающая птица не поняла глухаря и стала на зиму улетать в теплые края.

 

Сказка о том, почему у зайца длинные уши

Однажды на лесной поляне разговаривал лось с лосихой. Заяц бежал мимо и решил подслушать разговор.
Оказывается, лось раздавал рога. Не выдержал заяц, высунулся из-за пенька и с криком давай себе рога просить, чтобы «врагов в страхе держать».
Отдал лось ему рога. Обрадовался заяц, запрыгал, да так, что шишка ему свалилась на голову. Подскочил заяц, да бежать, да рога запутались в кустах.
«Нет, брат», – говорит  лось, – «Трусливое у тебя сердце, а трусу и самые большие рога не помогут. Получай-ка, ты длинные уши. Пускай, все знают, что ты подслушивать любишь».

 

Почему у горностая кончик хвоста черный

Это было в то далекое время, когда все нынешние животные жили уже на земле, но не все еще были такими, как сейчас. Горностай в то время был темно-рыжим.
Однажды наступила лютая зима... Умирающий от голода и холода горностай прибежал к чуму, взобрался наверх, к дымнику, и сел у края погреться. От тепла его разморило, и он задремал.
Старик в это время вошел в чум. Чуткий горностай встрепенулся, сорвался и плюхнулся прямо в казан с горячей водой... Старик быстро выловил его. Горностай был чуть жив, а шерсть у него вся сошла.
Старик бережно ухаживал за зверьком, и вскоре тот поправился, вместо темно-рыжей шерсти на нем выросла белоснежная. Горностаю жилось легко, ведь ел он готовую пищу, которую приносил с охоты старик.
На случай неудачной охоты старик берег небольшой запасец сала.
Однажды он увидел на нем следы острых зубов горностая. Сильно рассердившись, старик решил проучить воришку. Он сделал вид, что ушел на охоту, а сам взяв обгорелую головешку, бесшумно вошел в чум. Но горностай был верткий из вертких, он сумел увернуться от удара, и старик увидел, что задел он только маленький кончик его хвоста...
С тех пор о горностае говорят: зверек с отметиной.

 

Как щука себе голову сделала
(Хантыйская легенда)

Раньше щука была безголовой. Уродливей ее не находилось в речках нашего края. Долго просила щука Водяного царя Ингк-хон подарить ей голову. Ингк-хон отказывал: «Ты злая. Много рыбы изведешь. Не дам тебе зубов, не дам головы.»
Вот однажды ушел Ингк-хон в гости к людям. Щука встала под мостками, с которых женщины воду черпали, караулит. Бежала по берегу девочка – сиротка Сотхотлопэ. За день она сто домов обошла, устала, пить захотела. Легла девочка на мостик, напиться не может, пьет. А щука раздувалась-раздувалась, сделалась огромная и проглотила Сотхотлопэ. Смастерила щука из девочки для своей головы хрящ - мягкую косточку, на крест похожую.
Плыл рыбак в лодочке, греб согнувшись. И его проглотила ненасытная щука. Получились из лодочки крепкие челюсти. И рыбак в дело пошел.
Под вечер переплывал реку лось. Отломила щука ударом хвоста лосиную ногу с копытом. И такая кость, похожая на лосиную ногу, щучьей голове пригодилась.
Старушка горбатая шла с сыном вдоль берега, вязанку хвороста несла, забрела в реку, ноги сполоснуть. Утащила злая рыбина старую женщину вместе с хворостом.
Плыла по реке деревянная лопата. Разинула щука рот пошире, проглотила лопату, лобовую часть себе из нее сделала.
Черпала неподалеку девушка воду, упустила берестяной ковш.
«Пригодится!» – радуется щука.
Много еще людей и добра заглотила эта хищная щука, соорудила себе громадную голову и острые зубы ...
Так до сих пор щуки хищные, зубастые и ходят, пальца им в рот не клади. Про эту рыбу ханты поговорку сложили: «У щуки и мертвой зубы живые».

 

Легенда о щучьей голове
(Хантыйское сказание)

Однажды поймал охотник щуку, зажарил ее на костре, поел и выбросил черепушку, не разломав. И пошел дальше. Шел он семь дней, но не один зверь ему не попался. И вдруг ему какой-то голос говорит: «Твоя удача осталась в щучьей черепушке. Иди и разломай ее, тогда к тебе вернется удача».
Охотник так и сделал. Вернулся, нашел щучью голову и разрубил на две половинки. А вечером убил лося.

 

Легенда о налиме
(Хантыйская легенда)

Как-то Торум-Ащи (Небесный отец) смотрит сверху вниз. У берега в песчаном иле какая-то рыба туда-сюда плавает. Все виды рыб знает Торум­Ащи, а такую не знает. Начал поближе разглядывать, видит, что нет у нее печени. Торум-Ащи плюнул, и у налима появилась печень.
Оказывается, налима сотворил недобрый дух Хинь-Ики и хотел подсунуть его людям. Так как Торум-Ащи обнаружил налима и дал ему печень, рыба стала священной среди народа ханты.
Потому обские ханты не употребляют налима в сыром виде, и женщины не разделывают налима.

 

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU 
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений