Вернуться в раздел

Применение наглядного материала на уроках
 русского языка как один из способов повышения познавательной активности учащихся

Е. В. Пичугина. 

Единство развития и обучения – основной принцип современного школьного образования. Определяя языковое образование школьника, академик Т. Г. Рамзаева отмечает, что как категория лингвометодическая оно «представляет собой процесс и результат познавательной деятельности, направленной на усвоение основ теории языка в целях коммуникации, на речевое, умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа – носителя данного языка»
Использование наглядности на уроках русского языка обладает большими развивающими возможностями. Это объясняется тем, что при речевом акте и при использовании условных наглядных графических средств левое и правое полушария головного мозга включаются в совместную работу по-разному. При переводе информации из вербальной в графическую систему (и наоборот) попеременное смещение активности из одного полушария в другое обеспечивает:
а) развитие мыслительных операций (кодирования, перекодирования, обобщения, переноса и др.);
б) обобщенность и систематизированность знаний за счет их многократной переработки.
Для эффективного достижения названной двуединой цели необходимо:
во-первых, многократное и разнообразное использование наглядности на разных этапах работы над понятием;
во-вторых, усвоение учащимися условной знаковой системы, осознание целесообразности её применения, наличие начальных знаний, которые и будут моделироваться в графическом и вербальном видах.
На уроках русского языка могут применяться следующие задания с использованием наглядного материала:

  1. Составь рассказ по картинке, картинкам.
  2. Картинный диктант. Например:
    1. (картинка) круглый год живет в наших краях.  Днем она прячется в (картинка), а по ночам охотится. (картинка) хорошо видят ночью.
  3. Записать предложения по порядку на основе иллюстраций к тексту.
  4. Выпиши названия одушевленных/неодушевленных (и т.п.) существительных (по картинкам).
  5. Выпиши название лишнего предмета. На какой вопрос отвечает?
  6. Загадки с отгадками-картинками.
  7. Выпиши из текста предложения, которые подходят к картинкам.
  8. По картинке составь предложения о том, кто что делает.
  9. Составь предложение по схеме в картинках.
  10. Назови предмет. Что этот предмет делает?
  11. Опиши предмет, животное, человека, явление и т.д.
  12. Узнай слова на картинках и впиши их в кроссворд.
  13. Составь загадку о предмете на картинке.
  14. Напиши названия времен года по порядку по картинке. На какой вопрос отвечают записанные слова?

Наглядный материал может использовать не только в заданиях, но и на любом этапе урока в качестве необходимого средства обучения с целью привлечения внимания и активизации мыслительной деятельности учащихся, а также повышения уровня учебной мотивации.
Этому способствует опора на материал учебника; применение наглядности на всех этапах работы над понятием (Например, при изучении темы «Корень слова» для облегчения задачи предложить учащимся при подборе однокоренных слов иллюстрации, которые будут служить подсказкой ( яблоко – яблоки – яблочный сок – яблоня), также, как и при изучении темы «Безударные гласные» ( сосна – сосны, грибы – гриб ) т.п.; совмещение текстового и табличного материала; схематических изображений ( Например, схема-памятка при изучении темы «Главные члены предложения» ); переход от работы под руководством учителя к самостоятельной работе с наглядностью; сочетание фронтальных и индивидуальных наглядных пособий ( Например, при изучении темы «Части речи» использование цветовой схемы, которую можно вывесить на доску, и сигнальных карточек у учащихся, где с помощью цвета обозначаются части речи ); создание условий для разнообразного применения наглядности.

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений