Разработки уроков

В.И. Белов. «Еще про Мальку»

Мультимедийное сопровождение к уроку

Скокова М.К.

Цели урока:

  • продолжить изучение творчества В.И.Белова;
  • познакомить детей с новым произведением «Еще про Мальку»;
  • научить определять отношение автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения «Еще про Мальку»;
  • помочь детям выразить своё отношение к происходящим событиям;
  • расширять читательский опыт учащихся;
  •  развивать речь, мышление;
  • отрабатывать навыки беглого, сознательного и выразительного чтения;
  •  тренировать наблюдательность;
  • воспитывать доброе, внимательное, неравнодушное отношение к матери, окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник «Родная речь» (книга 2, часть 2) (авт. М.В.Голованова, В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова);
  • выставка книг с произведениями  В.И. Белова для детей

Ход урока.

I Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок,
Начинается урок.
II. Введение в тему 
Слайд 1-2
1.Сегодня на уроке мы  познакомимся с произведением Василия Ивановича Белова - знатока деревенской жизни, доброго человека, талантливого писателя, «Еще про Мальку», которое входит в серию рассказов «Про Мальку».
Прочитав этот рассказ, вы испытаете светлое и радостное чувство от соприкосновения с простой невыдуманной жизнью, которая многих из вас окружает ежедневно.
Человек будет добрее и лучше, если по-прежнему останется неравнодушен ко всему живому - будь то синица, постучавшая в замороженное окно, одинокий кустик у дороги, или собака, стремящаяся покормить своё дитятко, несмотря на разлившуюся реку…
2.Речевая  разминка.
-Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.( прочитать про себя, вслух выделить голосом слово, которое, как вам кажется, главным)
1) Всякой матери свое дитя мило.
2) Материнское сердце не знает покоя.
3) Золото и серебро не стареют, отец и мать цены не имеют.
III. Проверка домашнего задания
На прошлом уроке мы читали рассказ Василия Ивановича.
-Как он называется?  («Малька провинилась»)
-Где происходит действие? (В маленькой деревушке, раскинувшейся на берегу речки)
Слайд  3
Выразительное чтение рассказа.
А теперь давайте посмотрим ваши рисунки и объясним, к какой части рассказа «Малька провинилась» относятся.
Нарисуйте словесный портрет внешности Мальки.
Слайд 4
Задание 2. -Из набора рисунков собак выберите на ваш взгляд самый подходящий для нашей героини.
-Какой у нашей героини характер? Давайте вспомним из рассказа «Малька провинилась»
Слайд 5
 -Сиди! – осадила ее Лидия. – Сиди, никто не возьмет твоих шаромыжников! Кому они нужны…
Задание 4. Работа в группах (решение проблем).
1-ая группа:
В чём провинилась Малька? За что её ругала Лидия ?
2-ая группа:
Как вы считаете – правильно ли поступила Лидия, раздав щенят?
3-ая группа:
Как вы понимаете слова «материнская верность собаки»? Покажите на примере Мальки.
Слайд 6
Задание 5. Тест 1.
Вопрос: Куда это Малька каждый день бегает?
Выбрать правильный ответ:
1.Провожает автора кататься на лыжах.
2.Кормить свое дитятко.
3.Встречать хозяйку дома.
(Выбранный ответ доказать словами текста)
V. Работа над текстом
Слайд 7
1.Упражнения по тренажеру
С   А   М   З   Л
Ф   В   А   Ж   И
Е   Т   Л   Ц   Д
Д   О   Ь   Щ   И
Я   Р    К   А    Я
Ч   К   А   С   Ш

Задание 1. Уч.- На этом тренажёре «затерялись» действующие лица из рассказа «Еще про Мальку». Помогите их найти. (Малька, Федя, Лидия, автор)
2) Словарная работа.
А)-Прочитайте слова по слогам, а затем орфоэпически (на доске)
Е-жед-нев-но                            
О-бя-зан-ность                            на доске
Не про-бе-решь-ся
Слайд8
Б) Трудночитаемые слова
за-хлеб-ну-лась
бес-по-мощ-на-я
стре-ми-лась
под-пра-вил
Слайд 9-10
В)Плё-со(плес)- широкое водное пространство между островами, изгибами реки или большого водоема.
Дол-го-вя-зы-е – длинноногие
Лег-ка на по-ми-не – так говорят о том, о ком подумали или поговорили, а он появился.
Лава- два стесанных бревна, перекинутых с одного берега на другой
Верши - морда, сети или ловушка для ловли рыбы
низина
обормот- (простореч. бран.). Никчемный, негодный человек, грубиян
обомлел – легкое замирание тела
2. Первичное восприятие произведения (чтение учителя можно заменить прослушиванием аудиозаписи).
А)– Как вы думаете, почему А.Белов не ограничился одним рассказом о Мальке, а написал второй?
– Как же повела себя Малька в минуту опасности?
Б)– Найдите в тексте отрывок о том, как Малька принимала решение. Какие чувства она испытывала?
– Давайте представим себя на берегу бурлящей реки вместе с Малькой. Пусть эти представления помогут нам уловить напряженность ситуации.
– Почему автор сделал героиней рассказа не породистую собаку, а дворняжку, да еще и маленькую?
– Можем ли мы сказать, что Малька совершила подвиг?
– Найдите эпизод, в котором автор показывает беспомощность Мальки. Прочитаем его выразительно.
– Одинаковы ли чувства, с которыми Федя ругает Мальку??
В) Чтение  по частям
-Что вы испытали при чтении?
- Что произошло весной?
VII Работа по содержанию текста
1.Перечитайте еще раз о происшествии на реке. Можно ли сказать, что это самый напряженный момент в произведении Белова?
Слайд 11
«…Я с волнением глядел, что будет дальше?..»
-А что дальше? (выбрать правильный ответ, подтверждая словами текста)
1.Малька стремилась на тот берег.
2.Малька, видимо, изо всех сил плыла наперерез струям, но ее несло все быстрее.
3.Малька испугалась широкой быстрой реки и холодной воды.
4. Малька, выбиваясь из сил, с головой окунулась в воду.
– Какой пункт лишний?
Как вы думаете, почему Малька бросилась в бурлящую реку? Что толкнуло её на такой поступок?
2. Как можно озаглавить текст по-другому?
- Над чем вас заставил поразмышлять рассказ о Мальке?
- Найдите предложение: Такая маленькая беспомощная собачка не испугалась широкой быстрой реки и холодной воды!
-Найдите в предложении прилагательные.
-Какую роль играют прилагательные в этом предложении? (уточняют существительное, подчеркивают всю серьезность момента)
-С каким настроением вам хотелось бы прочитать это предложение? Почему?
а) Прочитать удивленно.
б) Прочитать равнодушно.
в) С восторгом.
г) С вопросом.
д) С негодованием.
Слайд 12
3. Попробуем дать характеристику нашей героине.
храбрая
умная
злая
добрая
заботливая
ласковая
верная
кусачая
-Какими из этих качеств обладает наша собака?( что у  Мальки такое обостренное чувство материнства.)
-А теперь попробуем дать характеристику людям, которые принимают участие в судьбе Мальки.
добрые
злые
глупые
умные
равнодушные
верные
заботливые
ленивые
трудолюбивые
переживающие
талантливые
- С какими людьми вам хотелось бы общаться?
Василий Иванович в своих рассказах наделяет животных качествами человека. Но нельзя забывать, что человек – высшая ступень развития, а значит и спрос с него больше.
–  Хотите еще почитать рассказы  о Мальке? Рекомендую  рассказы (выставка книг) Я уверена, они вам понравятся
Слайд 13
4. - В начале урока мы читали пословицы и поговорки о маме. Какие из них можно отнести к содержанию рассказа?
-Проведем параллель между характеристиками людей и животного. Что общего? В чем различие?
-Общее, как видите, есть.
Слайд 14
VIII Итог урока.
- Вы прочитали два рассказа о Мальке. Чему они вас научили?
Всех матерей всегда отличали щедрость души, преданность, самопожертвование, любовь и великое терпение. И сегодня они бережно хранят семейный очаг, учат детей добру, взаимопониманию, нравственности.
Поэты всех времен преклоняли колени перед святостью материнского долга, перед терпением матери, ее преданностью, ее нежностью, заботливостью, теплотой сердечной. Но кто сможет сказать лучше о своей маме, чем дочь или сын.
Слайд 15-16
Когда взрослеем мы с годами,
Когда становимся умней
Всё чаще думаем о МАМЕ,
Всё чаще думаем о ней.
Её любовь нам в жизни светит,
Её любовь всегда видна.
Друзей не мало можно встретить,
А МАМА всё-таки одна...
По свету нас несёт судьбою,
Сжимает зной, сечёт метель,
Но сердце МАМЫ за тобою
Летит за тридевять земель.
В любой беде тебя заметит,
Своё тепло отдаст тебе.
Друзей не мало можно встретить,
А МАМУ... МАМА лишь одна!
Домашнее задание.
Стр.79-80
Составить сочинение о матери.

Использованые материалы

 Панаева С.А. Рассказ Белова В. <Про Мальку> (литературное чтение, 3 класс

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений