Методическое объединение

Скокова М.К.

Работы учеников

Составление кроссвордов в форме проектной деятельности – один из приемов формирования умственных способностей у детей с разным интеллектуальным развитием.

  Метод проектов в начальной школе

В своей работе с детьми коренной национальности применяю разные методы и формы обучения для успешного усвоения знаний. Анализируя свою деятельность и отмечая положительные результаты в ходе обучения, я столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей на следующую ступень образования:
низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.

Например, на уроках русского языка дети стараются писать грамотно, обдумывая, какой буквой обозначить звук в той или иной слабой позиции, а в другой ситуации (не на уроке русского языка) пишут безграмотно, не используя имеющиеся у них знания языка. На уроке окружающего мира учащиеся не могли пересказывать текст, который в основном состоит из жизненных ситуаций. Обдумывая эти и некоторые другие проблемы, я решила, что необходимо дополнить урочную систему организации учебного процесса новой формой деятельности учащихся, где они были бы погружены в атмосферу, требующую думать, рассуждать, грамотно излагать свои мысли, т. е. могли бы применить все имеющиеся у них знания на практике.
За основу проекта взята проектная идея:
Повышение орфографической грамотности учащихся, пополнение словарного запаса, приобщение детей к изучению русского языка и исследовательской деятельности посредством составления кроссвордов.
С этой целью мною был выбран метод проектов. Ведь этот метод не что иное, как попытка моделирования жизни. Метод проектов никак не противоречит нашим способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.

Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля учащихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Детям младшего школьного возраста необходима помощь взрослого на всех этапах работы над проектом. Правильно организованная подготовка проекта должна превратиться в интересную игру.
Цель проектов:
- формирование системы интеллектуальных, общеучебных и специальных знаний, умений и навыков учащихся;
- развитие моторики;
- развитие психических процессов;
- развитие личности младшего школьника;
- воспитание коммуникативности, инициативности, самостоятельности и предприимчивости.

Почему людям нравятся кроссворды?
Кроссворд обладает удивительным свойством каждый раз бросать вызов читателю посоревноваться, выставляет оценку его способностям, и при этом никак не наказывает за ошибки.
Кроссворд с успехом удовлетворяет потребность кого-то одолеть. Кроссворд - способ поиска самостоятельного ответа на многие вопросы, это, в некотором роде, познание мира через догадки.
А еще – удовольствие! Если человек справляется с кроссвордом, а чаще всего интуитивно или осознанно им выбирается тот, что ему по силам, он получает такой же заряд оптимизма, который дарят не менее пяти минут смеха.

 Разгадывать кроссворды очень полезно!

Игра века - кроссворд
История кроссворда
Виды кроссвордов
Почему людям нравятся кроссворды?
О пользе кроссвордов для здоровья .

  Как ни странно, но да! Решение кроссвордов, по данным исследователей, тренирует память и расширяет кругозор, некоторые типы кроссвордов способствуют развитию сообразительности и ассоциативного мышления. Медики стали использовать кроссворд как успокаивающее средство. Преподаватели тоже применяют кроссворд в своей работе, что позволяет учащимся усваивать знания в игровой форме. Сфера применения кроссвордов постоянно расширяется, кроссворды применяются для тестирования профессиональных качеств(в последнее время появились даже рекламные кроссворды) И еще, по данным все тех же исследователей, отгадывание кроссвордов продлевает жизнь. К такому выводу они пришли после того, как в течение нескольких лет наблюдали за 2000 пожилых людей, проживающих в домах престарелых. И установили, что у любителей кроссвордов шансов умереть на 70% меньше, чем у тех, кто ленится занимать свой мозг. А еще отгадывание кроссвордов помогает проводить время в очереди и в общественном транспорте и снимает стресс.
Mой совет: бегом все отгадывать кроссворды! Пока еще не поздно
Невероятную популярность кроссворды обрели именно в динамичном 20-м веке - жизнь помчалась вскачь, нервы у людей истончились, а чтобы они не порвались, требовалось простое и действенное средство по нейтрализации стрессов. Этим средством и стал кроссворд. Разгадывание кроссвордов благотворно влияет на организм - оно успокаивает, расслабляет, что побуждает все органы работать в оптимальном режиме.
Разгадывание кроссвордов помогут сохранить светлый разум в пожилом возрасте - умственная зарядка стимулируют рост новых нейронов и не позволяют развиться таким патологиям, как болезни Альцгеймера или Паркинсона.
Решение кроссвордов тренирует память, расширяет кругозор, и даже способствуют развитию сообразительности. Медики, в свою очередь, уже довольно давно стали использовать эту головоломку как успокаивающее средство.
Наилучшим способом вовлечения в работу наибольшего количества клеток головного мозга и, следовательно, обеспечения им полноценного сна является разгадывание кроссвордов минут за тридцать до того, как отправиться почивать.
Научно доказано, что разгадывание перед сном кроссвордов улучшает память!

“…каков ребёнок в игре, таков он во многом будет в работе и в жизни, когда вырастет… В хорошей игре есть рабочее усилие и усилие мысли”. А. С. Макаренко “О воспитании в семье”.

Игры, а особенно развивающие, обучающие игры, обладают большими возможностями, которые важно использовать в учебном процессе для того, чтобы помочь учащимся раскрыть свои способности, показать то, чему они научились, что могут и умеют в пределах изученной темы или курса. Ведь игра всегда предполагает решение - как поступить, что сказать, как выиграть.
Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся.
Проекты - особый вид организации игр. Кроссворд - проект является прекрасным средством активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках
“Кроссворды: это интересно?”
Кроссворд (англ.Crossword-пересечение слов). Крестословица- самая распространённая в мире игра со словами.

Кроссворды стали популярны в начале 20 века. На звание родины кроссвордов претендуют Великобритания, США и ЮАР. Первый кроссворд на русском языке составлен писателем В.В.Набоковым и опубликован в приложении "Наш мир" к газете "Руль" в феврале 1925 года в Берлине. Считается, что в России впервые кроссворд появился в журнале “Огонёк” в 1929 году.

Разгадывание кроссвордов - дело увлекательное и полезное. Почему бы не заняться этим на уроках!? Ведь повторять пройденный материал, отгадывая кроссворд, гораздо интереснее.

А если делать это с помощью компьютера, то интерес возрастает многократно. А учитель получает своеобразную тестовую программу в виде кроссворда.
Просто ли составить кроссворд? Каковы критерии правильного составления кроссворда? Как кроссворды активизируют мыслительную деятельность учащихся? Давайте попробуем разобраться.

Ученики являются авторами нескольких проектов-кроссвордов, а поэтому знают, что не так - то просто составить интересный, занимательный и содержательный кроссворд.

Рассмотрим подробнее работу на каждом этапе.

Работали в экспериментальном режиме, пытаясь каждый раз по-разному организовать это с учётом проанализированных недостатков предыдущей работы. За неделю до запланированного дня проекта разрабатывала вводные установки для учащихся на этот день: обсуждали возможные темы, содержание, этапы работы над предстоящим проектом, методы исследования, способы оформления результатов и формы их предъявления. Начинали с выбора темы проекта, т. к. выбор темы во многом определяет полученные в итоге результаты. Тема выбирались по итогам предварительных бесед с детьми, в процессе которых выяснялись интересы детей, проблемы, требующие исследовательского поиска для их решения. Учитывалось и то обстоятельство, что тема должны быть такой, чтобы работа выполнялась достаточно быстро, но в тоже время была выполнима и приносила конкретную пользу участникам работы над проектом. Тематика проекта, над которой мы работали, довольно широка:  “Вместе делаем книгу”, “Подготовка кроссвордов к уроку русского языка”,  “Загадочный мир животных”,  “Удивительное рядом”

Заранее определяли тему, над которой будем работать, чтобы успеть приготовить выставку нужных для работы книг,  которая чрезвычайно важна, потому что наибольшую часть информации по темам младшие школьники могут получить именно в книге. Этот подготовительный этап очень нужен, т. к. позволяет накануне скоординировать работу группы, распределить между участниками направления работ, наметить цели, пути и способы их решения, оценив эффективность каждого, расспросить взрослых по интересующим вопросам.

По окончании работ ребята представляли свой проект перед зрителями, учениками своего класса, причём каждый раз форма представления могла меняться. Один из вариантов – выставка в классном уголке, домашнее задание, в этапе урока.

Что же дает использование в работе метода проектов?

1) Замкнутые дети в процессе работы раскрепостились, стали увереннее. Интересная и насыщенная велась работа.

2) Дети были активны, заинтересованы, выполнили огромное количество разнообразных кроссвордов.
3) Класс проработал свою тему, все погрузились в разной степени. Ребята оценили труд других групп. Учили детей работать, это было время новизны и высочайшего включения

.Целеполагание – это знание и умение планировать свои действия, ставить промежуточные цели, выстраивать алгоритм своих будущих действий.

На этапе целеполагания при проектировании кроссворда решаем ряд теоретических вопросов:
Что такое кроссворд?
Какова классификация кроссвордов?
Какие виды кроссвордов известны?
Каковы составные части кроссворда?

Теория кроссворда.

Кроссворд – игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры. (Толковый словарь. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2002).

Классификация кроссвордов.
по форме: кроссворд-прямоугольник, квадрат; кроссворд-ромб; кроссворд-треугольник; круглый (циклический) кроссворд; сотовый кроссворд; фигурный кроссворд; диагональный кроссворд и т.д.
по расположению: симметричные, асимметричными; с вольным расположением слов и др.
по содержанию: тематические, юмористическими, учебные, числовые.
по названию страны: скандинавские, венгерские, английские, немецкие, американские, эстонские, итальянские.

Следует помнить, что реальные знания и умения остаются у человека только тогда, когда он учится с интересом, когда он понимает, зачем ему эти самые знания и умения нужны и чем они лично для него значимы. Знания и умения важны тогда, когда с их помощью человек определяет свое место в мире и выстраивает отношения с этим самым окружающим миром. А перегрузка имеет место тогда, когда человек вынужден заниматься делом, не понимая, зачем и почему он им занимается. Если же дело, которым занят человек, ему лично интересно и личностно значимо, то перегрузка не наблюдается.

В школьный период своей жизни ребенок старается узнать как можно больше обо всем в мире. Поэтому, если найти правильные подходы, обучение из сложной и утомительной необходимости может превратиться в увлекательное путешествие в мир знаний. Одним из этих подходов является дидактическая игра.

Использование игры в процессе обучения переводит их в категорию дидактических, где активность учащихся порой превосходит активность учителя. Игровой, увлекательный характер заданий снижает фактор стресса при проверке изученного материала. Это могут быть настольно-печатные и словесные игры – викторины, тренажеры, лото, домино, кубики, шашки, ребусы, головоломки, загадки, кроссворды.

При работе с кроссвордами учащиеся словно соревнуются “сами с собой”:
работоспособность с ленью
охота с нежеланием
любознательность с безразличием
усидчивость с расслабленностью

К кроссворду тянутся все учащиеся. Ведь отгадка хотя бы одного слова в целом кроссворде – это уже успех. Это приносит радость, появляются положительные эмоции, уверенность в своих силах, непроизвольно возникает желание искать и отгадывать другие слова. Таким образом актуализируется познавательный процесс, через вызванный интерес.

Кроссворды технологически просты в использовании. В них все правила оговорены. При индивидуальной работе с кроссвордом учащийся получает максимум самостоятельности. А самостоятельная работа – важный путь освоения новых и применения ранее полученных знаний, умений и навыков. Самостоятельная работа выполняет не только образовательные функции, но и воспитывает в ученике такие черты как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах, развивает наблюдательность, умение выделять главное, самоконтроль.

Кроссворд – это своеобразная самопроверка, занимательный тест. Обучающая роль кроссвордов заключается в том, что позволяет в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения новых знаний, а положительные эмоции, возникающие у детей в процессе разгадывания кроссвордов, способствуют предупреждению перегрузки. Здесь же решение вопросов индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся. Развивающая и организующая роль кроссвордов состоит в том, что при их решении учащимся приходится без всякого принуждения работать с учебными пособиями и другой литературой. Спрашивая значения непонятных и неразгаданных слов, учащиеся непроизвольно заставляют включиться в учебную деятельность и окружающих их взрослых. Создаются условия для полезной организации свободного времени.

А что же составление кроссвордов? Это дело не простое. Составить тематический кроссворд труднее обычного, потому что запас слов ограничен данной темой. При составлении кроссвордов необходимо придерживаться принципов наглядности и доступности.

Для поддержания интереса к этому виду деятельности необходимо разнообразить формы кроссворда и способа загадывания слов. При работе с кроссвордом дети убеждаются, что расширение словарного запаса, терминологии, умение грамотно писать слова, умение разными способами загадывать одно и то же слово – необходимые условия для выполнения задания.

Составление кроссвордов самими учащимися дает не менее важный эффект. Для этого учащиеся систематизируют свой словарный запас, группируют слова по количеству букв и пр. Незаметно для себя ученики уточняют правописание различных терминов. Затем кроссворд создается на черновике, работает логика и сообразительность ребенка, усидчивость и стремление завершить начатое дело, упорство и целеустремленность. При оформлении работы развиваются творчество и фантазия ребенка, его художественные и эстетические способности. Если работа проводится на компьютере, то межпредметные связи и применение ранее полученных знаний становятся еще более наглядными и ощутимыми.

 При проектировании кроссворда важно также решить:

  • какая будет цель проекта-кроссворда (для проверки знаний по теме у учащихся другой группы класса: итоговый/промежуточный; для создания приложения к учебнику, для использования в качестве дидактического материала, др.);
  • как будет организована работа над созданием кроссворда (индивидуально, в парах, в группах, совместная);
  • при необходимости, определяются функциональные роли учащихся: “грамматист”, “лингвист”, “переводчик”, редактор, оформитель, “корректор” и др.
  • какова длительность работы над проектом (например: 2-3 урока);
  • какой план деятельности по составлению кроссворда (что первое, второе, третье и т.д.);
  • какие средства будут необходимы (учебник, толковый словарь, лингвистический словарь, энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.п.);
  • какие критерии необходимо учитывать при оценивании проекта-кроссворда;
  • в какой форме будет проходить защита проекта;
  • как будем использовать проект в дальнейшем и др.

 Планирование деятельности по составлению кроссворда.

  • Определить, с какой целью составляется кроссворд.
  • Просмотреть и изучить лексико-грамматический материал по теме в учебнике.
  • Просмотреть и выбрать вид кроссворда.
  • Продумать составные части кроссворда.
  • Изучить дополнительный материал по теме.
  • Продумать критерии оценивания.
  • Составить список слов раздельно по направлениям.
  • Написать условия (текст) кроссворда.
  • Проверить орфографию текста, соответствие нумерации.
  • Проанализировать составленный кроссворд согласно критериям оценивания.
  • Оформить готовый кроссворд.
  • Продумать защиту проекта-кроссворда.

 Критерии составления проектов-кроссвордов и нормы их оценивания.

  • Объём, количество слов (зависит от уровня класса, для которого составляется кроссворд)- 2 балла
  • Аккуратность оформления- 2 балла
  • Форма, тип кроссворда- 1 балл
  • Способ презентации (письменный вариант, печатный вариант, электронная презентация) - 1 балл
  • Задания (все определения, формулировки должны быть однотипны)- 2балла
  • Информативная точность и достоверность фактов- 1балл
  • Орфографическая правильность- 2 балла
  • Точность перевода (если это кроссворд на перевод)- 2 балла
  • Источники информации (с указанием сайтов, авторов, издательства и т.д.)- 2 балла
  • Имя ученика, выполнившего кроссворд- 1балл
  • Ключи к кроссворду- 2 балла

*(возможны дополнительные критерии в зависимости от формы кроссворда)

Вывод:
Анкетирование учащихся на уроке по вопросу о роли кроссвордов, подчёркивает значимость кроссвордов в процессе обучения.
Итак, решение кроссвордов, по мнению учащихся, тренирует и улучшает память, расширяет кругозор, способствуют развитию сообразительности, мышления, позволяет усваивать знания, запоминать слова в игровой форме, действует как успокаивающее средство, может применяться для тестирования, учит работать со справочниками и словарями позволяет с пользой провести время.

Литература:
Толковый словарь. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова, М., 2002.
http://www.e-crossword.ru/
http://www.epochtimes.ru/content/view/
http://www.kpoccword.h10.ru/history.htm
http://www.c-cafe.ru/theme/    
http://mircrosswordov.narod.ru/history.html

 

 

 

 

 

Рейтинг@Mail.ru Каталог детских ресурсов 
             KINDER.RU 
 
Rambler's Top100
Besucherzahler singlesnet.com
счетчик посещений